Previous Entry Share Next Entry
Очередное «покращення(1)», теперь — для гипертоников
galimsky wrote in aesculapius_ua
Originally posted by galimskyat Очередное «покращення(1)», теперь — для гипертоников
Originally posted by dibrov_sat Русский перевод, с примечаниями для российского читателя
Очередное «покращення(1)», теперь — для гипертоников
Сергей Дибров и Борис Панфилов, специально для УП

Несколько дней назад в органы центральной власти был направлен для согласования проект постановления Кабинета Министров Украины, подготовленный Минздравом и Государственной службой лекарственных средств.
Работники совершенно разных структур в один голос говорили: мол, хотя они и не специалисты в области медицины, этот документ явно написан «немножко по-дебильному(2)». Если же вникнуть в суть нововведений, которые предлагаются этим постановлением, хочется хвататься за голову, или сердце - в зависимости от того, у кого что болит.


В середине апреля месяца 2012 года Министерство здравоохранения разослало проект постановления с просьбой рассмотреть и согласовать его безотлагательно.







Неотложное дело государственной важности


Если внимательно прочитать действующую редакцию Регламента Кабинета Министров, то можно увидеть, что «неотложное» согласование предусмотрено только для главной проблемы современности - вопросов подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.(3) Все остальное, включая проблемы миллионов украинцев, страдающих гипертонией, должно рассматриваться в обычном рабочем порядке. Спешка, с которой Минздрав пытается протолкнуть данный документ - это первое, что насторожило получателей.

Однако эта спешка - только «цветочки». При первом беглом просмотре становится понятной приведенная выше «высокая» оценка качества написания проекта постановления, которую дали коллеги ее авторов из других ведомств.

Даже если не углубляться в содержание документа, заметно, что он просто-таки изобилует чисто техническими ляпами. Если же давать ему оценку именно как проекта постановления КМУ и учесть, что по крайней мере часть авторов явно имеет высшее медицинское образование, то его трудно оценить иначе, чем «некомпетентность за границей бытовой глупости».

Ляпы в тексте начинаются прямо с первой страницы.



Отдельные положения проекта уже произвели на читателей неизгладимое впечатление



Так, в преамбуле говорится о том, что целью принятия постановления является «совершенствование формирования цен на лекарственные средства, отработка новых механизмов направленных на повышение доступности лекарственных средств больным гипертонической болезнью, а также частичного возмещения их стоимости».
Однако при дальнейшем чтении становится ясно: ни о каких-либо «механизмах», ни о «повышении доступности», ни о «частичном возмещении их стоимости» в последующем тексте постановления нет ни слова.

Нет сомнений: в Украине существует определенная проблема с доступностью и уровнем цен на лекарства, которые необходимы для жизни многих людей. Понятны основные причины этой проблемы: чрезмерная зарегулированность, ощутимая закрытость рынка и монополизация отдельных ее звеньев, и с этим надо что-то делать.

Есть объективные экономические законы. Например, для снижения цен надо упрощать доступ к рынку производителям, импортерам и продавцам, стимулировать собственное производство, то есть - увеличивать предложение. Или, например, искать пути уменьшения спроса.

Кто-то сомневается, что в Минздраве существует собственное, альтернативное понимание экономических законов и альтернативное видение путей выхода из ситуации? Если сомневаетесь - внимательно читайте созданный в недрах министерства проект постановления КМУ, и не говорите, что вас не предупреждали.

Начнем с простого. В п. 1 постановления говорится об этапах проведения проекта. Однако далее в тексте нет каких-либо описаний этих этапов и временных рамок их проведения. Это при том, что сам проект является ограниченным по времени шестью месяцами.

Переходим к следующему пункту. Тем, кто не знаком с внутренней минздравовской кухней в современном ее состоянии, трудно даже представить, каким образом можно этот пункт исполнить. Вряд ли дело ограничится циркулярными письмами, которые никогда не публикуются в открытом доступе, или многочисленными приказами, которые не проходят государственную регистрацию. Когда видишь слова «проведение работы с медицинскими и фармацевтическими работниками...» , воображение почему-то рисует совершенно неуместные утюги и паяльники.

Поэтому внимательно читаем далее: каким образом планируют решить существующую и важную проблему в профильном министерстве? Там считают, что все зло от того, что в аптеках можно купить не только дешевые, но дорогие лекарства. Поэтому этим постановлением предлагается установить некие «государственные» (предельные) цены и запретить продажу лекарств выше этой цены.

Понятно, что следствием такого нововведения станет вытеснение с Украиной качественных препаратов европейского, американского и японского производства, а также полная их замена более дешевыми подделками, а также «генериками» - аналогами индийского, китайского и, если повезет, украинского производства.

О том, что такое генерики («генерические лекарственные средства») и чем они отличаются от оригинальных «брендовых» препаратов, можно узнать в приказе Минздрава от 2007 года № 190 и в приказе Минздрава от 2005 года № 426 .
Если коротко: при одинаковом содержании одинаковой действующей химического вещества, т.е. при формальном «идентичности», лекарственные средства разных производителей могут действовать с разной эффективностью. Это, собственно, и является одним из факторов, определяющим разницу между рыночной ценой «брендов» и «генериков».


Если вы фармацевт, перед чтением советуем пригубить рюмку, желательно не одну


Содержание второй страницы проекта постановления, как говорил известный сатирик, «является гениальным до безумия». Фактически оно означает полное перераспределение рынка лекарственных средств, предназначенных для людей, страдающих повышенным артериальным давлением. Несмотря на то, что, согласно п. 2 постановления, его действие якобы распространяется только на генерики, документ не содержит никаких критериев распределения и несомненно должен применяться ко всем без исключения препаратам, содержащим действующее вещество из «черного списка».

С принятием такого постановления обращение на территории Украины ранее зарегистрированных и разрешенных к использованию препаратов, не внесенных во вновь созданный «реестр оптово-отпускных цен», становится незаконным. Притом:
- препараты в «реестр оптово-отпускных цен» вносит МОЗ;
- порядок расчета предельных оптово-отпускных цен определяет опять-таки МОЗ;
- устанавливает предельные оптово-отпускные цены на лекарственные средства также МОЗ (правда, уже в компании с Министерством экономического развития и торговли, но это жизнь фармацевтам не улучшит).
Получается, как в песне: "Сам пью, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю"(4).

Кто сказал «коррупция»? Вы что? Не-не-не! Никакой коррупции здесь быть не может, потому что в пояснительной записке прямо написано: «проект постановления Кабинета Министров Украины не содержит рисков совершения коррупционных правонарушений и не требует проведения общественной антикоррупционной экспертизы».

Схема прибитрания к рукам огромной доли рынка действительно впечатляет, хотя текст написан, гхм, несколько специфично. Например, вторая часть п. 3 ссылается на отсутствующий в п. 5 этого же постановления «уровень цен», а п. 5, в свою очередь, ссылается на «соответствующие» неизвестно чему «предельные оптово-отпускные цены» в п. 4.



Вы видите в этой таблице «встановлені добові дози» (установленные суточные дозы)? И мы не видим. А они есть!



Важно еще и то, что все, кого заранее предупредили, имеют возможность накопить в розничной сети остатки на полгода и как-то пережить тяжелые времена этого «пилотного проекта». Кто там снова говорит «коррупция»? Написано же: проект постановления Кабинета Министров Украины не содержит риски совершения коррупционных правонарушений. Не содержит!

После принятия этого постановления начнется «веселая жизнь», и весело будет не только фармацевтам и врачам. Не забыли авторы проекта постановления улучшить жизнь простых больных. Лекарства теперь им (согласно п. 8) будут отпускаться по рецептам. Учитывая, что, по статистике, среди людей старше 40 лет большинство страдает повышенным давлением, а лекарство от него надо принимать постоянно - страшные длинные очереди гипертоников в поликлиниках обеспечены.
Кто там говорил «рецепты будут без очереди по блату»? Кто сказал «лекарства будут из-под полы за двойную цену»? Кто там постоянно кричит «коррупция»? Повторяем еще раз: «не содержит коррупционных рисков», ежу и авторам проекта это абсолютно понятно.


На лекарства от давления понадобятся рецепты.



Никаких мероприятий, которые не являются функциями органов власти или осуществляются ими не в рамках основного бюджетного финансирования, проектом не предусмотрено. Учитывая это, а также многомиллионный объем рынка лекарств, собираются «перерегулировать», полным пустяком кажется вопрос: простите, а на что именно Минздрав собирается потратить кругленькую сумму 20.000.000 гривен(5), которая предусмотрена п. 10 постановления?

Опять же, п. 10 прямо предусматривает солидное государственное финансирование, а раздел «Финансово-экономическое обоснование» пояснительной записки говорит: постановление «не требует дополнительных расходов из государственного бюджета». Как это можно объяснить? Разве что тем, что для авторов проекта 20 миллионов - это действительно не деньги.


Постановление, на выполнение которой предусматривается 20 миллионов гривен, «не потребует дополнительных расходов из бюджета»


В целом, пояснительная записка является не меньшим шедевром эпистолярного жанра, чем сам проект. Особенно поражают сила железной логики авторов, а также железобетонная непреодолимость их мотивации.

Вы спрашиваете: в чем необходимость принятия постановления?
Вам отвечают: «для выполнения поручения Кабинета Министров к протоколу совещания под председательством Премьер-министра Азарова Н.Я. от 20.03.2012 года»!

Вы спрашиваете: с какой целью принимается постановление?
Вам отвечают: «с целью выполнения поручения Кабинета Министров к протоколу совещания под председательством Премьер-министра Азарова Н.Я. от 20.03.2012 года»!

Вы спросите: какие результаты ожидаются после принятия этого постановления?
Вам отвечают: «принятие постановления позволит выполнить поручение Кабинета Министров к протоколу совещания под председательством Премьер-министра Азарова Н.Я. от 20.03.2012 года»!

Вот такая стройная «вертикаль власти», которая скорее напоминает стройную, прямую и одинокую извилину головного мозга.

К сожалению, остается без ответа главный вопрос: с какой стати авторы постановления считают, что принятие ее позволит обеспечить лекарственными средствами больных гипертонической болезнью?



Прогноз результатов шокирует железной логикой



Если кто-то захочет (совершенно случайно) проверить, как проходит указанное в восьмом пункте пояснительной общественное обсуждение, на того ждет удивительное открытие: оказывается, на сайте Минздрава с 29 марта текущего года продолжается обсуждение совсем другого документа с таким же названием. Отличается и структура, и содержание, и даже приложение.



А в это время общественность обсуждает на сайте Минздрава нечто совершенно другое



Остается загадкой, какой именно текст проекта постановления Минздрав собирается в эту среду срочно выносить на заседание Кабмина: тот, который срочно согласовывали сотрудники нескольких центральных органов исполнительной власти, или тот, что был опубликован на сайте Минздрава для общественного обсуждения?

Или где-то есть еще какие-то варианты?

И наконец, просто интересно: когда Минздрав планирует начать завозить в «Феофанию»(6) дешевые индийские генерики вместо европейских и американских брендовых препаратов?



И приложение почему-то совсем другое...



Сергей Дибров, публицист, г. Одесса
Борис Панфилов, врач-эпидемиолог, г. Симферополь


PS: Когда статья уже была завершена, мы вдруг поняли. Предложенное постановление все-таки принесет довольно ощутимый социально-экономический эффект, о котором забыли ее создатели: за несколько месяцев с момента его принятия существенно снизятся расходы Пенсионного фонда...




Примечания для российского читателя.

(1) "Покращення" - улучшение. Лозунг "Покращення вашого життя вже сьогодні" ("Улучшение вашей жизни уже сегодня") активно использовался в агитационной кампании нынешнего Президента Украины В.Ф.Януковича в преддверии выборов 2010 года. С тех пор словом "покращення" иронично называют новшества нынешней украинской власти и их последствия. Например: "Слышал, кум, завтра снова покращится цена на бензин!"
С ярким примером "покращення вже сьогодні" можно ознакомиться,например, здесь.

(2) "Немножко текст по-дебильному написан" - фраза из известного видеоролика, на котором бывший мэр Харькова Михаил Добкин при помощи ассистирующего ему заместителя Геннадия Кернеса записывает обращение к горожанам (внимание, в ролике присутствует ненормативная лексика).

(3)Авторы иронизируют. В последние годы проведение финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года стало доминирующим событием всей экономической, политической, социальной жизни страны. Принятие решений, касающихся "Евро-2012", проходит в чрезвычайном режиме; в частности, разрешена закупка товаров и услуг для нужд чемпионата без проведения тендера.

(4) "Сам пью, сам гуляю, сам стелю, сам ложусь"

(5) Порядка 75 миллионов российских рублей по официальному курсу

(6) "Феофания" — Клиническая больница Государственного управления делами, специализированная клиника для обслуживания высокопоставленных украинских чиновников.

?

Log in

No account? Create an account